В Москве строят метро 23 ТПМК: инфографика

В Москве строят метро 23 ТПМК: инфографика
источник:  stroi.mos.ru  23 Марта 11:03
Компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по самому большому количеству тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК), работающих одновременно на одном проекте – в рамках Программы развития московского метрополитена.

23 щита строят сейчас метро в столице. Точное расположение и описания тоннелепроходческих машин – в инфографике на stroi.mos.ru.

Context picture

«Сейчас у нас задействовано 23 ТПМК на разных площадках строительства. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно столько машин», – ранее заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Рекорд Гиннесса: Москва стала лидером в метростроении

Мировой рекорд зафиксирован 48 свидетелями на 23 объектах строительства метрополитена в Москве, одновременно заснявших работу всех тоннелепроходческих комплексов. Решение об установлении нового рекорда вынесла судья, назначенная Guinness World Records, после рассмотрения предоставленных доказательств.

Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture Context picture 1  |  35 Официальная попытка установления мирового рекорда Гиннесса 20.03.20

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (единый оператор проектирования и строительства новых линий московской подземки) Марс Газизуллин отметил, что столь активные тоннелепроходческие работы требуют не только высокого профессионализма и подчас личного мужества метростроителей, но и достаточной материально-технической базы вкупе с применением наиболее современных технологий горнопроходческого дела.

Начать просмотр ВОПРОСЫ   #6 Как строят тоннели метро и что такое ТПМК тоннелепроходческий щит ТПМК Как строят тоннели метро и что такое ТПМК вопрос 1 Что такое ТПМК? вопрос 2 Кто изобрел ТПМК? вопрос 3 Внедрение ТПМК в России вопрос 4 Как работает ТПМК вопрос 5 ТПМК: «шестерки» и «десятки» вопрос 6 Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Context picture

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Context picture

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Context picture

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Context picture

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Context picture

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Context picture

Назад

«Подобное признание наших профессиональных достижений со стороны мирового сообщества свидетельствует о высокой эффективности деятельности всего коллектива группы компании «Мосинжпроект», ставшей одним из крупнейших инжиниринговых холдингов России за последнее десятилетие», – подчеркнул Марс Газизуллин.

МЕТРО 2022: спецпроект

Переименовано пять станций БКЛ

 

Все о Большом кольце метро

 

Карта строительства метро с линиями МЦД

Информационная служба портала Стройкомплекса



источник:  stroi.mos.ru


читать также: